Закаливание детей в семье.
Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними – закаливание.
Закаливание – это использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. И первое условие – обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.
Закаливающие процедуры принесут пользу, если Вы будете соблюдать следующие правила:
- предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;
- постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);
- закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;
- добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.
Закаливание воздухом – это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха +20; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16.
К специальным закаливающим процедурам относятся общие воздушные ванны. Их начинают при температуре воздуха +22 продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до +18 и увеличением продолжительности до 10-15 минут.
Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма!
Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура – обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды +30. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 градуса, доводят до +16, +14. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.
Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания – постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого – босиком.
Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже +23градусов. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Сначала, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину – обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды +34-35 градусов, через 3-4 дня снижается на 2 градуса и доводится до +22. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 градуса выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирания делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре – к обливанию.
Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу, и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь только повысьте температуру воды (на 2-3 градуса по сравнению с той, которая была до заболевания).
Замечательный закаливающий эффект для организма ребенка имеет купание. В теплое время года – это открытые водоемы, а в холодный период – бассейн. И, если у Вас есть возможность водить ребенка в бассейн, обязательно воспользуйтесь ею. Это и польза, и огромное удовольствие для Вашего малыша.
Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными процедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы лучшее время для пребывания детей под лучами солнца – с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.
Ещё раз напоминаю: ослабленные дети особенно нуждаются в закаливании. От Вашего внимания к рекомендациям врача, от терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.
Самое главное – не прекращайте закаливания!
Физическая культура в семье.
Культура семейных отношений и физическая культура – нерасторжимое единство, звенья одной цепи. Совместные занятия физкультурой и спортом укрепляют силы «внутреннего притяжения», увеличивают «потенциал доверия» семьи. Физкультура и спорт – это та сфера, которая раскрепощает родителей и детей, уменьшает дефицит их общения, прививает иммунитет против вредных привычек.
Физкультура и спорт раскрепощают родителей и детей, увеличивают «потенциал доверия» семьи. При этом исчезают, становятся как бы незаметными естественные различия во взглядах на жизнь, обусловленных возрастом.
Нередко дети испытывают дефицит общения с родителями. Физкультура и спорт – это та сфера, где во-первых, этот дефицит к обоюдной пользе уменьшается.
Бодрящая прогулка или пробежка, загородный поход или «лыжный десант» - наилучшие возможности «все семейного досуга».
Культура семейная и физическая – нерасторжимое диалектическое единство. Культура физическая – составная часть семейной. Пронизывая собой все сферы отношений, физкультура и спорт поднимает их на более высокую ступень.
О том, что здоровье детей России последние годы явно ухудшается, говорится часто. Причины перечисляются разные, и чем хуже условия для физического развития растущего детского организма, тем шире и многограннее должны быть меры, помогающие уберечь ребенка от болезней
Дома положено обеспечивать ребенку здоровый образ жизни – приучать к закаливающим процедурам, разумному распорядку дня, по возможности обеспечивать здоровое разнообразное питание, а нередко и дополнительные занятия
«Семейные старты», кроме того, позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счете сплачивают семью.
Растущий организм ребенка требует огромного количества движений для своего развития. 50-60% времени в режиме дня должно отводиться двигательной активности. Восстановительные процессы в организме ребенка проходят очень быстро. Поэтому дети могут выполнить работу большего объема, чем взрослые. Значит, упражнения должны быть интенсивными, но кратковременными (20-40сек), с небольшим отдыхом, а все основные упражнения должны занимать не более 20-30 мин. занятий.
И кто, как не родители, призваны принять активное участие в решении проблемы физического воспитания детей. Как правило родителям известны принципы воспитания здорового школьника. Если и возникают вопросы, ответы можно найти в популярной литературе. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется с ранних лет прежде всего внутри семьи.
Родителям надо помогать детям подобрать для начала те упражнения или спортивный снаряд, которые им больше всего по душе. А когда человеку нравится что-либо делать, тогда его не остановят никакие преграды, он легко будет преодолевать все новые и новые рубежи.
Если родители видят, что у школьника возрастает интерес в выполнении физических упражнений, он регулярно занимается физкультурой, то следует поощрять его. В оборудовании «домашнего стадиона» нужно использовать всю фантазию и воображение, т. к. главная цель в дальнейшем будет достигнута, а это – улучшение здоровья детей, повышение их работоспособности, успеваемости.
Более полное физическое развитие детей возможно при использовании оборудования спортивной площадки во дворе, если есть возможность установить «стадион» дома. У ребенка появляется интерес к занятиям физическим упражнениям и этот интерес часто сохраняется на всю жизнь. В связи с этим родители должны помнить: чем лучше они научат ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, и чем меньше избалуют его комфортом, который порождает лишь бездеятельность и лень, тем лучше подготовят его к самостоятельной жизни.
Сайт учителя физической культуры
Исидоровой Светланы Васильевны
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий: